Магазины пошли с молотка

Михаил Белый 22.11.2021 16:07 | Экономика 38

Российский бизнес решил устроить глобальный sale: сайты объявлений завалены предложениями о продаже торгового оборудования и мебели из объектов общепита. Продавцы признаются, что пошли на этот шаг отнюдь не от хорошей жизни – пандемия убила работавший бизнес. По словам экономистов, в первую очередь пострадали так называемые середнячки – они так и не дождались помощи от государства. При этом из тех, кто сегодня буквально за копейки распродаёт холодильное оборудование и стулья из кофеен, мало кто вновь вернётся на рынок.

«Продаётся бизнес: магазин со всем необходимым для продажи фруктов, овощей, орехов. Распродаю всё: ящики, корзины, стеллажи, вывески, кассовое оборудование и весы, корзины для продуктов на колёсиках, холодильник», «Продаю полный комплект мебели для кофейни», «Распродаю оборудование для супермаркета, всё в хорошем состоянии», – такими объявлениями сегодня буквально переполнен сайт «Авито».

Почти за каждым из таких предложений стоит грустная, а то и трагическая история. Предприниматели работали, кормили семьи, давали рабочие места, но пандемия перечеркнула все их планы по развитию дела. Некоторые держались до последнего, надеясь, что пандемия скоро закончится, и залезали в новые кредиты и долги.

Массовое бегство

У Сергея из Воронежской области было несколько торговых точек. С приходом пандемии и последовавших за ней ограничений прибыль стала резко снижаться. В разговоре с «Октагоном» мужчина признаётся, что в последнее время не получалось работать даже в ноль.

«А потом начались ограничения, все дела, и стало окончательно понятно: мы эту историю точно не вытянем».

Сергей | предпринимательСергей
предприниматель

– У меня два кредита незакрытых висит, продавцы остались без работы. Вот сейчас пытаюсь хоть своё барахло сбыть, – рассказывает он.

«Сбыть барахло» – это как раз продать торговое оборудование из некогда работавших точек. Собеседник издания признаётся, что «за нормальные деньги что-то продать сегодня нереально».

– Вы загляните на «Авито» – там холодильников из магазинов хватит на пять жизней вперёд, конкуренция дикая. Мои коллеги тоже распродаются, причём по частям: чашки, тарелки, прилавки, столы… Это просто массовое бегство какое-то, – сетует Сергей.

Он не сильно преувеличивает: корреспондент «Октагона» обзвонил более 15 продавцов – большинство решили продать оборудование и мебель в связи с закрытием бизнеса. Один из собеседников на другом конце провода печально признался, что у него столов и стульев «на восемь ресторанов»:

– Все сейчас только и кричат, дескать, какое зло эти QR-коды. Ребята, да какие коды?! К нам [в ресторан] уже и без этих кодов бросили ходить. А знаете почему? Денег у людей не стало. Можно дома пожрать и вполне обойтись без брускетты или даже бизнес-ланча.

За шесть месяцев 2021 года в России закрылось 545,8 тыс. индивидуальных предприятий.

Это почти в два раза больше по сравнению с первым полугодием коронавирусного 2020 года, подсчитала ранее аналитическая служба международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza на основании данных Федеральной налоговой службы.

«Смертность» российских предприятий достигла восьмилетнего максимума: чаще бизнесы закрывались лишь в январе – июне 2013 года. Согласно полученным данным, количество закрытий индивидуальных предприятий за полугодие возросло абсолютно во всех регионах.

Удар по средним

Тотальная распродажа торгового оборудования – тревожный симптом, соглашаются эксперты. По оценкам директора Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергея Мясоедова, сегодня с рынка в первую очередь уходит едва ли не самый важный сегмент.

– Это средний бизнес, костяк, так называемый средний класс. Речь о ребятах, которые успели встать на ноги, начали окупаться, создавать рабочие места, – говорит собеседник.

«Они смогли прорваться на рынок, но сейчас, в такое тяжёлое время, государство оставило их без поддержки».

Сергей Мясоедов | директор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГССергей Мясоедов
директор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС

По его словам, господдержка в период пандемии оказывается как крупному, так и совсем малому бизнесу, а вот середнячки в фокус внимания почему-то не попали.

Эксперт называет происходящее трагедией, поскольку, говорит он, если государство сегодня не включится в эту историю и не начнёт «реанимационные мероприятия», то случится серьёзный откат назад и потребуются десятилетия, чтобы вернуться на прежний уровень:

– Мы получим контртренд: эти талантливые и предприимчивые ребята на всё забьют и уйдут наёмниками в государственный сектор на крошечные зарплаты просиживать штаны.

Количество закрытий индивидуальных предприятий за полугодие возросло абсолютно во всех регионах.Количество закрытий индивидуальных предприятий за полугодие возросло абсолютно во всех регионах.Фото: Сергей Мальгавко/ТАСС

Очевидно и другое: массовое закрытие кафе, ресторанов, магазинов и бутиков является красноречивым свидетельством плачевной ситуации в других отраслях – люди просто-напросто перестают тратить деньги.

По мнению генерального директора Института региональных проблем Дмитрия Журавлёва, стало понятно, что малый и средний бизнес в регионе практически не обладает запасом прочности – при возникшем давлении всё стремительно посыпалось. Это подтверждает и президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров.

В разговоре с «Октагоном» он признался: за время пандемии около 30 процентов представителей отрасли потеряли свой бизнес.

По его словам, ключевым фактором уничтожения бизнеса становится продолжающая падать покупательная способность россиян.

Впрочем, даже у такой невесёлой истории может быть хороший конец. Да, очевидно, что пандемия и вводимые для борьбы с ней ограничения сильно изменили поведение потребителей. Не секрет, что некоторые сектора бизнеса от этого выиграли, а некоторые проиграли. Экономист, доцент РАНХиГС Сергей Хестанов утверждает, что сейчас идёт процесс адаптации бизнеса к новым условиям, а глобальная распродажа – всего лишь часть этого процесса.

Как показывает опыт, говорит он, лучшая помощь розничному бизнесу – снятие избыточной регуляторной нагрузки. А вот пресловутая невидимая рука рынка и конкуренция сделают всё сами: выживший бизнес обязательно приспособится к новым условиям. Правда, судьбы отдельных людей, их личные истории взлёта и падения растворятся в обширной безликой статистике.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора