Авторынку включили стоп-сигнал

Игорь Лесовских Михаил Белый 29.01.2021 16:21 | Экономика 55

Россияне столкнулись с беспрецедентным дефицитом новых автомобилей. Об этом заявили в ассоциации «Российские автомобильные дилеры», аналогичные данные приводит и Национальный автомобильный союз. Согласно прогнозам, нехватка машин сохранится в ближайшее время, а некоторые автопроизводители вовсе покинут отечественный рынок. Это заставляет потребителей переключаться на подержанные и восстановленные после ДТП машины. Ситуацией уже успели воспользоваться мошенники, делающие «крайне выгодные» предложения тем, кто захотел именно сейчас приобрести автомобиль.

Житель Самарской области Александр Мартынов решил сменить свой автомобиль ещё в конце прошлого года. Однако, обратившись в автосалоны, обнаружил, что приглянувшегося ему Mitsubishi Pajero Sport нет в наличии.

– Дилер предложил заказать автомобиль, но конкретные сроки поставки не обозначил. Говорят, что машин в России нет, – рассказал мужчина «Октагону».

Позднее Александр попробовал приобрести Volvo V60 Cross Country, но столкнулся с той же проблемой – машин в наличии у официальных дилеров давно не было. Ему вновь предложили «попробовать заказать» автомобиль с предоплатой в размере 20–30 процентов от стоимости, но без фиксированной цены на машину. Автолюбителю пришлось отложить смену авто до лучших времён, но ждать их, возможно, придётся долго.

Острый дефицит

Представители ряда дилеров Volvo и Mitsubishi в Поволжье сообщили «Октагону», что дефицит автомобилей действительно продолжается. Например, дилер японского бренда в Ульяновске принимает предварительные заказы на автомобили без даты поставки. О нехватке новых машин всех марок и моделей уже заявил президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Вячеслав Зубарев. При этом если курс рубля снова рухнет, то шоурумы продолжат пустовать, прогнозирует он.

Сложности с приобретением новых автомобилей связаны сразу с несколькими факторами. Во время пандемии коронавирусной инфекции и введённых из-за неё ограничений многие автозаводы остановились. Как следствие, на рынке возник естественный дефицит новых машин – их сейчас физически меньше, чем желающих их приобрести.

Вторая проблема напрямую связана с первой – автосалоны решили заработать на сложившемся дефиците и заняли грабительскую позицию.

«Многие открыто заявляют: берите на полмиллиона допы [дополнительные услуги, предлагаемые дилерами] либо ждите нового автомобиля до тех пор, пока рак на горе не свистнет. Некоторые дилеры называли время возможного ожидания даже до года!»

Юлия Каблинова | координатор общественного движения «Синие ведёрки»Юлия Каблинова
координатор общественного движения «Синие ведёрки»

Трудностей добавил и тот факт, что Россия для иностранных производителей не является приоритетным рынком поставок, стране отведены довольно скромные квоты.

Примечательно и то, что острейший дефицит образовался на фоне проседающего рынка. По информации аналитического агентства «Автостат», за весь прошлый год россияне приобрели около 1,5 миллиона новых легковых машин – это на 8 процентов меньше, чем годом ранее. Чаще всего покупали автомобили марки Lada – 314 тысяч штук, или 21,5 процента от общего числа. На втором месте машины корейского бренда KIA (201 тысяча штук). Третью позицию занял другой «кореец» – Hyundai (160 тысяч штук). При этом все три марки показали одинаковую отрицательную динамику (минус 8 процентов). Кроме них, в пятёрку самых популярных вошли ещё Renault (128 тысяч штук, минус 11 процентов) и Volkswagen (102 тысячи штук, минус 2 процента).

«Вторичка» рулит

На фоне дефицита и продолжающейся девальвации рубля стоимость автомобилей продолжит расти. За последние шесть лет начиная с 2014 года средневзвешенная цена нового авто в России выросла на 66 процентов, такие данные приводит «Автостат». При этом в 2020 году её рост (плюс 6,5 процента) оказался ниже по сравнению с тем, как увеличился курс доллара (более 10 процентов). Для сравнения: в 2015 году средневзвешенные цены подскочили на 20 процентов (по отношению к 2014 году).

Россияне массово начали переключаться на рынок подержанных автомобилей.Россияне массово начали переключаться на рынок подержанных автомобилей.Фото: Дмитрий Рогулин/ТАСС

Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин в разговоре с «Октагоном» заявил, что стоимость новых машин будет расти сообразно валютному курсу, также на цене скажется подорожание процедуры сертификации.

– Кроме того, в условиях сужающегося российского рынка рост цен неизбежен для «поддержания штанов», – сообщил эксперт.

Согласно экспертным оценкам, в 2021 году рост средневзвешенной цены на новые легковые автомобили в России может достичь как минимум 10 процентов.

В подобных условиях россияне начали в массовом порядке переключаться на вторичный рынок. Достойные подержанные автомобили «расходятся как горячие пирожки, буквально за считанные часы», говорит Каблинова:

– Люди оказались заложниками ситуации, когда в салонах им предлагалось либо купить новое авто с кучей ненужных дорогих опций, либо ждать полгода-год, либо идти на вторичный рынок и там долго искать не совсем «убитый» автомобиль.

Представитель одной из поволжских компаний, занимающихся перепродажей подержанных автомобилей, Максим Воронин рассказал изданию, что на вторичный рынок сегодня пришли даже те, кто ранее всегда приобретал только новые машины. Он связывает это не только с дефицитом новых авто, но и со значительным снижением уровня доходов россиян:

«Хорошие варианты разбирают буквально за несколько часов. На днях у нас чуть не случилась потасовка – покупатели не могли поделить Ford Focus. Машине было пять лет, но она имела привлекательный пробег – всего 30 тысяч километров. Такое и вправду случается редко».

Максим Воронин | представитель одной из поволжских компаний по перепродаже подержанных автомобилейМаксим Воронин
представитель одной из поволжских компаний по перепродаже подержанных автомобилей

Однако вторичный рынок, признаётся собеседник, заполонил и неликвид:

– Сейчас массово «сбрасывают» каршеринговые автомобили – бизнес рухнул во время пандемии, и машины оказались не нужны. Много отдают автомобилей после такси. Но там пробеги просто гигантские, и некоторые авто в таком состоянии, что тормозить нужно ногами, а не педалью. Поэтому покупатель, который не очень разбирается, «попасть» может очень легко.

Аферисты наготове

Необычной ситуацией успели воспользоваться и мошенники, которые в условиях дефицита делают россиянам «максимально выгодные» предложения. Если забить в поисковых системах запросы по самым популярным маркам, то ссылки на сайты «левых» компаний появляются даже выше, чем на порталы официальных дистрибьюторов, а их рекламой завалены Instagram и TikTok.

Увидев одно из подобных рекламных объявлений, корреспондент «Октагона» решил лично убедиться, насколько выгодным окажется предложение, на которое, видимо, должны клевать люди из глубинки. Доверчивым покупателям продавец предлагал новенький седан Škoda Octavia за 959 тыс. рублей в базовой комплектации и с предыдущей версией кузова. В официальных дилерских центрах Škoda в Екатеринбурге (их всего три) сообщили, что на текущий момент запасов прошлогодней модели уже нет. Последние продажи состоялись ещё в сентябре-октябре 2020 года.

Официальные дилеры «вкусными» предложениями заманивают покупателей в салон. Дальше вам либо предложат новый автомобиль по совсем другой цене, либо будут активно предлагать машину с пробегом.Официальные дилеры «вкусными» предложениями заманивают покупателей в салон. Дальше вам либо предложат новый автомобиль по совсем другой цене, либо будут активно предлагать машину с пробегом.Фото: Максим Богодвид/РИА Новости

Менеджер серого дилера по телефону сразу предупредил, что заявленная в рекламе цена действительна только при условии покупки автомобиля в кредит. А вот стоимость за наличку будет выше – немногим более 1,1 млн рублей. На потенциального покупателя это действует гипнотически, ведь у других официальных дилеров цены на новый кузов стартуют от 1,4 млн рублей, да и то в наличии, как правило, более «богатые» комплектации.

Впрочем, интерес продавца, к которому приехали корреспонденты «Октагона», угасал прямо на глазах: дилер услышал, что наличных денег у потенциальных покупателей немного. В ходе разговора тут же выяснилось, что и центр не официальный дилер Škoda, а некий «субдилер», но зато с широким выбором банков, которые готовы одобрить кредит на покупку машины.

Что происходит дальше на подобной сделке, можно понять из материалов судебной практики с другими серыми дилерами, когда потребители пытаются доказать в суде, что их обманули.

Кого-то уговаривают вместо обещанного нового автомобиля купить втридорога подержанную машину, у других просто забирают первоначальный взнос и не возвращают, потому как это оговорено в подписанном покупателем договоре.

Самым ярким признаком того, что перед вами не совсем чистые на руку продавцы, является документ, где предлагается дать расписку о том, что вы… не станете подавать на продавцов заявление в МВД о мошенничестве и – внимание! – не будете рассказывать в средствах массовой информации и социальных сетях о том, где и как купили свой автомобиль. Впрочем, возможно, подобные трюки и позволяют серым дилерам успешно работать, привлекая заманчивыми ценами доверчивых жителей глубинки. Особенно когда официальные дилеры не могут похвастаться широким выбором авто.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора